ОСОЗНАННОЕ НООСФЕРНОЕ РОДИТЕЛЬСТВО: МАТЕРИНСКАЯ ДОМИНАНТА

Ноосферное образование

ОСОЗНАННОЕ НООСФЕРНОЕ РОДИТЕЛЬСТВО: МАТЕРИНСКАЯ ДОМИНАНТА

ОСОЗНАННОЕ НООСФЕРНОЕ РОДИТЕЛЬСТВО:

МАТЕРИНСКАЯ ДОМИНАНТА

Антоненко Наталья Владимировна,

доктор психологических наук,

академик РАЕН

Психологическая готовность к осознанному родительству и методы её формирования приобретают в последнее время всё большую актуальность в обществе. Это связано как с ростом демографических проблем, например, снижением потребности в детях, о чём предупреждают социологи, так и с ростом девиантного1 материнства, числа отказов от ребёнка и т.п. С другой стороны, подобный интерес обусловлен вниманием к проблемам личностного развития взрослого человека, в том числе, в связи с его новой ролью – ролью родителя.

Актуальность осознанного родительстваопределяется ростом психосоматических расстройств и заболеваний матери и ребёнка. Существует необходимость обоснования психологических и медицинских основ ноосферного(природосообразного)методапсихологическогосопровождения дородовой, родовой, постродовой деятельности и гармонизации матери и ребёнка с точки зрения биологической, генетической, психологической и социальной профилактики психических и/или психосоматических расстройств и заболеваний.На современном этапе развития общества важна постановкавопроса статуса здоровьесбережения матери и ребёнка, характеризующегося принципиально новыми биотехнологиями родовспоможения с психолого-медицинским сопровождением беременности.Необходимо пересмотреть сложившийся подход к процессу беременности и родов в перинатальной психологии и психологии родительства.

Ноосферная психология готова предоставить социуму психологическое обоснование необходимости принципиального обновления модели здоровьеразвития, здоровьеформирования матери и ребёнка посредством внедрения здоровьесберегающего природосообразного ноосферного метода психологического сопровождения беременности.

Науке потребовалось много времени, чтобы обосновать те древние знания, пришедшие из незапамятных времен, которые веками организуют жизнь людей.

В тридцатые годы XX века академик А. А. Ухтомский сформулировал один из основных принципов деятельности центральной нервной системы, который назвал «принципом доминантности»2.Ухтомский считал, что доминанта (лат. dominare – «господствовать») – «не теория и даже не гипотеза, но преподносимый из опыта принцип широкого применения, эмпирический закон, вроде закона тяготения, который, может быть, сам по себе и не интересен, но который достаточно назойлив, чтобы было невозможно с ним не считаться» (1).Суть принципа заключается в том, что при каждом физиологическом процессе, чем бы он ни был вызван, возникает определенная доминанта – очаг более или менее устойчивой повышенной возбудимости центров, временно господствующий рефлекс, тогда как в других отделах центральной нервной системы отмечаются явления торможения. При этом доминирующий центр подкрепляет своё возбуждение посторонними импульсами, а по мере развития возбуждения в себе он тормозит другие текущие рефлексы, встречаемые на общем конечном пути. Важной характерной чертой доминанты является её инерция, проявляющаяся в том, что однажды вызванная доминанта способна некоторое время _____________________________

1 – девиантное [лат. deviatio — отклонение] — поступки и действия, не соответствующие ожиданиям и нормам, которые фактически сложились или официально установлены в данном обществе.

2 – Доминанта – главенствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе (ЦНС). Это достаточно стойкое возбуждение приобретает значение господствующего фактора в работе прочих центров: оно накапливает в себе возбуждение от отдельных источников, а также тормозит способность других центров реагировать на импульсы, имеющие к ним прямое отношение

стойко удерживаться в центрах и подкрепляться как в своих элементах возбуждения, так и в своих элементах торможения разнообразными и отдаленными раздражителями. Сформированная доминанта представляет собой констелляцию центров с повышенной возбудимостью на различных уровнях центральной нервной системы, что находит отражение во всех других системах организма (в сердечнососудистой, эндокринной, мышечной и др.) (Ухтомский А. А., 1950).

В шестидесятых годах профессор И. А. Аршавский1 применил этот принцип для исследования и объяснения изменений, происходящих в организме беременной женщины. Он пришёл к выводу, что выживание и развитие оплодотворенной яйцеклетки, эмбриона, плода, ребёнка зависит от сформированности у его матери доминанты, обеспечивающей способность направлять в нужное русло физиологические и нервно-психические процессы (2).

И.А. Аршавским был предложен психосемантический термин «материнская доминанта» (3). Она представляет собой совокупность последовательно сменяющих друг друга доминант моделирования зачатия, беременности, родов, вскармливания и первых лет жизни.В психосемантике алгоритмические процедуры моделирования – это допущение существования, с одной стороны, объективной реальности, с другой стороны – субъективного, внутреннего, душевного мира женщины.Материнскую доминанту последовательно составляют: доминанта зачатия, гестационная (доминанта беременности), родовая, лактационная доминанты идоминанта холдинга2.

С точки зрения ноосферной психологии в материнской доминанте четыре компонента: психофизиологический, эмоциональный, интеллектуальный и нравственный.Эти компоненты отражают биологические изменения в организме и психике женщины.

Психофизиологический компонент доминанты беременной подготавливает физиологию и психику будущей матери к зачатию. Он возникает ещё до оплодотворения

и характеризуется так называемыми доминирующими идеями зачатия и беременности,

отражающими острое желание женщины иметь ребёнка. В основе доминанты лежат архаические значения, вытекающие из архетипических функций, представляющих собой код для дешифровки структуры идеального – духовного образа мира женщины, отпечатка предыдущего исторического развития рода. Код – это единственная система записи энергоинформации, куда помещены моральные нормы и правила поведения, представления об образе мира. Слово «код», «кодирование» заимствованы из кибернетики. В кибернетике под описанием события понимается указание на то, в каком из возможных состояний находится система. Всё множество возможных состояний называется алфавитом, из этого алфавита и рождается материнская доминанта.

При нечаянной, незапланированной, случайнойбеременности психологический компонент доминанты формируется вслед за физиологическим. Такая беременность может застать организм в не лучшей его форме, врасплох.

Исследования показали, что выраженность доминанты беременности растёт пропорционально возрасту женщины, достигая своего максимума у тридцатилетних и сорокалетних. Объясняется это тем, что именно этот период многие женщины считают рубежом, после которого возрастает вероятность осложнений беременности и родов. В этот период большинство женщин приобретают профессию, устойчивое материальное положение, то есть социально адаптированы. Значит, пришло время пробуждения и активизации нейрогенетического контура головного мозга (10).

__________________

1 – Аршавский Илья Аркадьевич (1903-1996), российский физиолог. Выдвинул негэнтропийную (термодинамическую) теорию индивидуального развития организмов.

2 – Важнейшей задачей после рождения является сохранение между матерью и ребёнком диадных отношений, что определяется возникновением того, что Д.В. Винникот назвал холдингом (англ. holding – держать на руках, заботиться). В связи с этим доминанту, возникающую сразу же после рождения ребенка и определяющую процессы в системе «мать – дитя» в течение около трёх лет, называют доминантой холдинга(4).

Однако не всегда высокий показатель доминанты беременности является благоприятным фактором для еётечения и успешного разрешения.Многое зависит от качественных особенностейпсихологического компонента(5). Знаковые архаические значения психологического компонента – полевые структуры, представляют собой трансгенотексты. Исходя из этого алфавита, можно составить трансгенотекст, который является мостом между внутренним, душевным и внешним миром женщины.

Материнская доминанта может проявляться в различных вариантах.

Можно выделить несколько основных типов: игнорирующий(отрицающий), эйфорический (мечтательно-манипулятивный), тревожный (напряжённый), депрессивный (раздражительный) и оптимально-идеальный (Absolutus). Существуют и смешанные типы.

Игнорирующий (отрицающий) тип часто встречается у женщин, на первый взгляд самых благополучных, как правило, молодых и старших мам.

Молодые несколько инфантильны. Беременность у большинства из них оказывается незапланированной и воспринимается как досадная помеха в жизненных планах. Они стараются как можно дольше её «не замечать» и вести привычный образ жизни. Эти женщины редко задумываются о предстоящих родах и материнских обязанностях.

Старшие — это зрелые женщины, также не желающие менять свой жизненный стереотип. Многие из них имеют хорошую профессию, увлечены работой, некоторые занимают руководящие посты. К посещению курсов дородовой подготовки большинство из них относится скептически, что сказывается впоследствии на течении беременности и родов. После разрешения у многих из них отмечаются повышенный уровень тревожности(послеродовая депрессия), состояние «отрицания», недостаток молока. Обязанности по уходу за малышом их тяготят, они стараются переложить их на кого-нибудь(бабушку, отца, няньку) и как можно быстрее вернуться к прежнему образу жизни.

Эйфорический (мечтательно-манипулятивный) типхарактеризуется преобладанием повышенного настроения. При этом типе беременность нередко становится средством манипулирования, способом изменить отношения с близкими для достижения различных целей. Такие женщины декларируют чрезмерную любовь к ребёнку; возникающие недомогания и трудности преувеличивают, приукрашают. Они требуют от окружающих повышенного внимания, заботы и исполнения любых своих прихотей.Они мечтательны, романтичны, иллюзорны, но при этом достаточно меркантильны, прагматичны, мелочны. Реагируют на детали, подробности, мелочи, оттенки.

Такие мамы посещают врачей и курсы дородовой подготовки, но далеко не ко всем рекомендациям прислушиваются и не выполняют их. Трудности, связанные с родами, послеродовым периодом, заботы о ребёнке их удручают, и они с радостью перекладывают свои материнские обязанности на других, мотивируя это своей слабостью после родов.

Тревожный (напряжённый) тип характеризуется повышенным уровнем тревоги с последующим влиянием еёна нейросоматическое состояние. Тревога может быть оправданной наличием острых и хронических заболеваний, дисгармоничных отношений в семье, неудовлетворительных материальных условий. Страхи, страхи, страхи…. Но в некоторых случаях женщина либо переоценивает имеющиеся проблемы, либо не может объяснить, с чем связаны страхи и тревога, которую она постоянно испытывает. Повышенную тревожность нетрудно выявить и помочь её устранить. Но не все вовремя получают нужную и адекватную психотерапевтическую помощь. Нередко именно неправильные действия окружающих людей провоцируют повышение тревоги, усиливают страхи.

Депрессивный (раздражительный) тип проявляется главным образом сниженным фоном настроения. Женщина, мечтавшая о ребёнке, может вдруг утверждать, что передумала, не верит в свою способность выносить и родить здоровое дитя, боится умереть в родах. Часто женщины считают, что беременность «изуродовала» их, боятся быть покинутыми мужем, часто плачут.

В некоторых семьях подобное поведение беременной женщины может ухудшить её отношения с родственниками, объясняющими всё капризами, не понимающими, что женщина нездорова, что ещё больше усугубляет еёсостояние. В тяжелых случаях появляются идеи самоуничижения, суицидальные тенденции. Женщину раздражает всё. Именно в таком состоянии женщина готова прервать беременность. В таких случаях нужна своевременная помощь психолога, психотерапевта. Состояние раздражения возможно трансформировать посредством отслеживания негативной мыслеформы (6), трансформации импринта. Часто состояния депрессии встречается у женщин, которые сами были зачаты после аборта. Если вдуматься, то женское лоно – это пространство для рождения и созидания новой жизни. Когда женщина делает аборт, то её женское лоно превращается в лобное место. Ребёнку некуда спрятаться, сбежать. Ребёнок понимает, что его казнят. После аборта в матке остаётся энергия и информация смерти, убийства, казни. На подсознательном уровне у людей, которые были зачаты и рождены после абортов или выкидышей впечатываются импринты боли, страхов, ненужности, преждевременной или нечаянной смерти, обиды, вины, уничижения, жертвы.

Депрессии у беременных встречаются часто и по вине врачей. Каждое негативное слово врача – мощный импульс, который может вызвать непредсказуемую цепочку реакций. Беременность – это особое импринтное состояние. В психику матери и ребёнка впечатывается абсолютно всё! Поэтому во все времена мудрые люди наставляли беременных смотреть на всё красивое. Есть, пить, слушать, говорить, думать – всё делать красиво!

Оптимально-идеальный (Absolutus) тип отмечается у женщин, которые в состоянии безусловной любви и радости относятся к своей беременности. В этих случаях, как правило, отношения в семье гармоничны, беременность желанна. Женщина, удостоверившись, что беременна, продолжает вести активный образ жизни, следит за своим здоровьем, с удовольствием и успешно вместе с мужем занимается на курсах дородовой подготовки. Оптимальный тип способствует формированию гармонического типа семейного воспитания ребёнка.

Внутренними механизмами созревания и психического развития компонентов материнской доминанты являются: периодичность развития, интеграция и компенсация. По мере развития беременности психика приобретает большую цельность, устойчивость, постоянство посредством компенсации, замещения, восполнения тех функций, которые недостаточно развиты. В основе этих процессов лежат двапсихофизиологических механизма: первый учёные называют механизмом (BDNF), который при выполнении определённых физических и мыслительных действий повышает активность синтеза мозгового нейротрофического фактора, что стимулирует рост, развитие и восстановление нервных клеток в процессе жизни при согласовании со вторым — динамическим «пейсмейкерным» механизмом в мозге, который обеспечивает различные состояния сознания посредством переключения биоритмов головного мозга 3.

При правильной пси-активизации этих механизмов происходит гармонизация торсионных полей магнитной составляющей ДНК женщины.

Эти механизмы связаны с внешней особенностью нервной системы – пластичностью. Пластичность лежит в основе творчества и является уникальной возможностью __________________________________________________

3- Ритмы головного мозга соответствуют определённым функциональным состояниям:

— бета – волны β — (мозг работает на частоте 20-30 Герц, электр. потенциал 50 микровольт – активное бодрствующее состояние, состояние напряжения);

— альфа – волны α — (мозг работает на 9-14 Герц, электр. потенциал 50 микровольт – лёгкое расслабление);

— тета – волн θ — (мозг работает на 5-8 Герц, электр. потенциал 50-100 микровольт, что соответствуетрелаксационному состоянию). Это наилучший режим для работы гиппокампа. (А.Лебедев (19), К.Анохин (1)).

— дельта – волны δ-ритм (мозг работает на 0,5 -4 Герц, электр. Потенциал 100-150 микровольт, что соответствует глубокому сну).

целенаправленного изменения психики женщины, а такжегармоничного развития ребёнка.

Факторами психического развития материнской доминанты можно считать внешнюю среду и внутреннюю биогенетику женщины – это объективные факторы, определяющие жизнь ребёнка. Объективным фактором, определяющим психическое развитие матери и ребёнка, является духовность – врождённая тенденция человека к самосовершенствованию.

В нравственной области женщина-мать является выразителем духовного цельного и общего типа человечности, равномерно и согласно проявляя все его черты.

Женщина создана не для карьеры, а для семьи. Женщина должна понимать, что ребёнок — это потенциальное будущее (9). Женщине Богом дано быть Берегиней, помощницей мужа, матерью и хозяйкой в доме. Изменив своему предназначению,

«свободные» от семейных обязанностей, «деловые», «успешные» женщины не могут добиться главного успеха жизни — женского счастья, счастья материнства.

Осуществление воспитания ноосферного (эстетического) сознания в процессах формирования материнской доминанты с активизацией BDNF-механизма идинамического «пейсмейкерного» механизма и посредством пси-механизма импрессинга4 – «запечатление» и развитие креативности – подвижности, гибкости в структурно-функциональной динамике психики человека, как оптимального пути развития является важным условием существования на современном этапе развития системы: Человек-Природа-Общество (7).

Учёными РАЕН отделения «Ноосферное образование» разработаны технологии по дородовой гармонизации матери и ребёнка для первичной профилактики психических и/или психосоматических расстройств и заболеваний.

Разработан метод ноосферного психологического сопровождения беременных женщин на основе Периодической системы законов психики человека (8).

Создана серия звуковых писемдля беременных женщин и женщин, планирующими беременность «Одухотворённое материнство» — авторы: доктор псих. наук — Н.В. Маслова иканд. псих. наук — С.А. Синтяева.

Программа РАЕН «Психологическое сопровождение беременности» осуществляется в проекте «Женский клуб-семинар. Семь таинств женского счастья» с 2006 года в России.

Далее предлагаем программу научно-практического семинара «Осознанное родительство». Тематические занятия включают 2 цикла: теоретический и практический. Каждый цикл состоит из 8 тематических блоков, нацеленных на знакомство женщин с научно-теоретическими основами ноосферной психологии и практики, овладениеприродосообразным инструментом, позволяющим обеспечить новый эко-стандарт здоровьесберегающего развития женщины и ребёнка (11).

__________________________________________________

4– Ноосферная психология изучает явление ранней обучаемости, “импринтинг” и “импрессинг”. Это можно сравнить с “отпечатыванием” окружающей информации в психике ребёнка на всю жизнь. Малыш может запомнить несколько языков (включая китайский и японский), поэмы, песни, математические формулы, географические карты и многое другое. Длится этот период два — три года -период формирования биовыживательного (материнского) и эмоционально-территориального (отцовского) контуров головного мозга. В этот период ребёнок непроизвольно всё, и полезное, и бесполезное, и хорошее и плохое запоминает. Это явление и есть “импрессинг” — весь окружающий опыт родителей, семьи словно “запрессовывается”, впечатывается в психику человека. Так, если ребёнок (по каким- то причинам) не видит в эти месяцы в домашней обстановке проявлений или специальной демонстрации полезных навыков способностей и талантов родителей, то в будущем эти качества могут не появиться вовсе.

За два — три года у родившегося ребёнка формируются способности, и это доказывают случаи, когда малыши до 2 — 3 лет воспитывались животными и впоследствии фактически так и не смогли стать людьми. Эти факты доказывают, что упустить это время — значит потерять почти всё. В этот период дорога не только каждая минута — строго говоря, невосполнима потеря каждой секунды.

Первый цикл — теоретический (лекции)

1. Семь таинств женского, материнского и семейного счастья. Программы рода (материнские и отцовские) и их влияние на зачатие, беременность, рождение. Техника формирования событий и состояний.
2. Что происходит с матерью и ребёнком. Принятия себя и ребёнка. Знакомство с животом. Общение с ребёнком. Психологическое спокойствие.
3. Беременность по триместрам — особенности каждого периода. Трудности и радости каждого периода. Как извлечь, понять и запустить программы уверенности и спокойствия (самометапрограммирование).
4. Работа с энергоинформационными центрами женщины. Сердце – основа сверхсознания человека. Раскрытие высших потенциальных возможностей женского организма.
5. Раскрытие возможностей (структурно-функциональных контуров) головного мозга и нервной системы человека. Ритмы головного мозга. Забота о позвоночнике. Новый образ жизни. Режим беременной женщины. Феномен красоты и силы впериод беременности.
6. Особенности питания во время беременности и кормления грудью.Принципы раздельного питания и макробиотики.
7. Готовимся к родам в Поле любви. «Торжественность и ответственность» подготовки. Роды дома, в воде и др., «+» и «-».

Приданное для мамы и малыша.Гимнастика для расслабленияи нервных клеток. Библиотерапия. Музыкотерапия. Цветосветотерапия. Психографические рисунки. Спонтанные танцы для гармонизации.
Дыхательные упражнения в период беременности и в процессе родов.
Виды дыхания в родах. Специальное дыхание во время схваток.

8. Роды и рождение в радость.«Поле любви» и «Место покоя». Чувство малыша в родах. А что чувствует сам малыш? Участники родов. Нужен ли муж на родах? Стимуляция и обезболивание в родах. Обезболивание(медикаментозное или психологическое?)

Метод БОС (Биологическая Обратная Связь) в родовом процессе.«Психологический якорь» в родовой деятельности.
Упражнения на расслабление. Умение правильно реагировать на сигналы своего тела: соблюдение естественного биорежима — релаксация — концентрация.Упражнения, помогающие снять напряжение.
Звуковая гимнастика. Спонтанные колыбельные для себя и малыша.

Травяные чаи, сборы для ванн, ароматерапия для подготовки к родам.

Второй цикл — практический (подготовка к родам)

1 занятие. Комплекс упражнений. Гимнастика. Виды дыхания во время родов.
Психофизический потенциал здоровья женщины и лингвистико-волновой геном.

Важные моменты при подготовке к родам.
Виды родов. Расслабляющий массаж в родах, точки для обезболивания. Удобные положения при сватках и потугах. Прохождение родовых каналов: поведение мамы, контакт с малышом.
Рождение ребёнка. Первое прикосновение. Плацента.

2 занятие. Помогающее поведение. Обезболивание в родах.
Помощь в родовом процессе.
Упражнения на глубинное расслабление. Умение правильно реагировать на сигналы своего тела, при необходимости расслаблять или напрягать определенные группы мышц может заметно пригодиться в родах. Упражнения-растяжки, помогающие подготовить мышцы и суставы к родам, сделать их более эластичными и гибкими. Звуковая гимнастика. Звуковая гармонизация. Стонать или не стонать? Целительная сила специальных фольклорных мотивов.
Обезболивающий массаж. «Мудры». Водные процедуры.

3 занятие. Процесс родовой деятельности. Роды и рождение в радость.
Как может развиваться родовая деятельность. Предвестники и признаки родов.
Классические, стремительные, продромальные роды. Поведение в различных ситуациях.
Существенные особенности поведения в каждом периоде родов. Удобные положения на сватках и потугах.

4 занятие. Восстановление после родов.
Забота о себе и ребёнке вроддоме.Психологические приёмы, помогающие быстро восстановиться после родов. Домашняя аптечка для мамы и малыша.

5 занятие.Выписка. Что должно быть дома. Радость всей семьи — дедушки и бабушки.

Интимные отношения с мужем после родов.Баланс в семье. «НЕТ» ревности — «ДА»любви.

6 занятие. Грудное вскармливание и ритмы малыша.
Подготовка груди к кормлению во время беременности и сразу после родов.
Уход за грудью. Самомассаж. Проблемы, возникающие во время кормления грудью. Как с ними справиться. Упражнения, помогающие восстановить форму груди.
Ритм и режим кормления ребёнка. Ночное кормление и сон вместе с малышом.

7занятие. Уход за новорожденным.
Навыки общения с малышом – главное — спокойствие. «Материнский оберег малыша».

Психоэмоциональный и физический контакт. Импринты и конденсация. Повседневный уход. Купание, пеленание, прогулки, «колыбельные песни». Самые частые проблемы ввозрасте от 0 до 3-х месяцев. Гигиена и элементы закаливания. Основы детского массажа.

8 занятие. Итоговое О раскрытии и воспитании гениальности ребёнка. Формирование программ целостного гармоничного мышления и поведения родителей и ребёнка. Новые семейные традиции.

Также проводятся обязательные индивидуальные занятия: 1) Видеокомпьютерная диагностика (по методу А.Н. Ануашвили)(12);

2) Генограмма и Родовые программы; 3) Проведение психологического процесса «Релив»; 4) «Отслеживание» проблемных состояний.

Людям, которые готовятся к осознанному родительству, мы рекомендуем:

♫ — прослушать аудио практики МасловойН.В., Синтяевой С.А. «Одухотворённое материнство»;

♫ — прочитать книгу «Осознанное родительство» Антоненко Н.В., Ульяновой М.В. М.: Амрита-Русь 2017 г.

♫ — прочитать книгу «Счастливая семья: руководство к действию»Синтяевой С.А. М.: 2021г.;

♫ — посетить научно-практический семинар «Осознанное родительство» в отделении «Ноосферное образование» Российской академии естественных наук.

Литература:

1. Физиология человека// Учебник для студентов медицинских институтов под редакцией Е. Б. Бабкина. М.: Медицина, 1972.
2. Аршавский И. А. Основы негэнтропийной теории биологии индивидуального развития, значение в анализе и решении проблемы здоровья // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья, СПб., 1993.
3. Аршавский И. А. Проблема времени живого и связанные с нею проблемы развития — индивидуального и филогенетического // Феномен и ноумен времени, 2004 Т. 1.
4. Винникот Д.В.Разговор с родителями, Независимая фирма “Класс” 2007.
5. Хомская Е.Д. Нейропсихология// Учебник для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности “Психология”. М.: МГУ, 1987.
6. Вульф В. Холодинамика. М.: Ассоциацияхолодинамики, 1995.
7. Антоненко Н.В. Ульянова М.В. Восстановительная гимнастика для нервных клеток (рост, развитие и восстановление нервных клеток в процессе обучения). — М., 2007.
8. Антоненко Н.В. Периодическая система законов психики в системе Всеобщих Законов Мира и Общих законов человеческого общества. — М., 2007.
9. Юнг К. Г. Божественный ребёнок. М.: Олимп, 1997.
10. Уилсон Р.А. «Психология эволюции» София 1998.
11. Маслова Н.В. «Периодическая система общих законов человеческого общества» М.: 2006.
12. Ануашвили А.Н. Основы психологии. — М., 2001
23:10
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...