Ноосферное образование как антикризисная социальная технология.

Ноосферное образование

Ульянова М.В.

Действительный член НАНО,

Член-корр. РАЕН, профессор РГСУ,

доктор философских наук.

Извечный русский вопрос: «Что делать?» давно перешагнул свои национальные границы. Глобальные изменения, которые претерпевает планета Земля благодаря активной деятельности человечества за последние десятилетия, нагнетают динамику расширения кризиса. И никакие антикризисные меры не приносят ожидаемых результатов. Почему? Не с того начинают. И снова в активе второй извечный русскийвопрос: «С чего начать?». И, может быть, не случайно именно в России сформировался адекватный ответ: с новой системы образования – ноосферного образования.

Почему нужно начинать с образования? Образование определяет интеллектуальную и эмоционально-нравственную компетентность человека. В момент формирования личность приобретает свою направленность на созидание, потребление или разрушение[1]. А это означает, что знания могут быть в равной степени использованы как на процессы созидания, так и потребления или разрушения. Как показывает анализ динамики системного кризиса, наше общество по своей сути является не обществом потребления, а обществом разрушения, в котором нарушена золотая пропорция[2] динамик творяще-созидающих и стимулирующих энергий.[3]

Все последние тенденции развития образования делали упор на увеличение информационной составляющей, которая призвана увеличить и количество знаний. Сами методы образования в большей степени реализуют дрессуру, нежели процесс понимания и постижения.[4] [5]. Особенно ярко эта тенденция получила своё воплощение в тестовых экзаменах типа ЕГЭ, которые не допускают рассуждения и вариативности подхода к решению. Зачастую такая формализация готовых ответов искажает и содержание, и целеполагание знания, и процесс взаимодействия ученика с информацией: её восприятие, переработку, усвоение и репрезентацию.[6]

Именно поэтому три последних десятилетия школа несёт в себе основной стрессогенный фактор для семьи и общества. Достаточно обратиться к статистике о здоровье школьников, чтобы понять, что в школьные годы разрушается физическое и эмоциональное здоровье школьников[7], которое они будут вынуждены восстанавливать в дальнейшем, выйдя из стен школы.[8]

Таким образом, разрушая или обременяя здоровье школьников, школа уже закладывает механизм разрушения в формирование структуры направленности личности. А как иначе, если ребёнок по многу часов вынужден пребывать там, где ему не комфортно? Он научается переступать через себя, свои желания, интересы, самочувствие. А что же дальше? С чем он станет считаться, если с ним не считались на протяжении долгих школьных лет? Отчего возникает неуправляемая агрессия и суицидальные движения среди школьников? От чего происходят жестокие драки и их съемки, чтобы потом выложить видео в интернет? Да, похожие проявления бывали во все времена.Но их количество и качество были иными.

Школа – это социальный институт, миновать который в настоящее время сложно. Это первый институт обязательной социализации, которую должен пройти каждый, чтобы иметь механизмы выстраивания социальных отношений в обществе в будущем. А какими механизмами овладевает юный член общества? Частично мы уже ответили на этот вопрос.

Механизмы общественного взаимодействия прежде всего закладываются в процессе воспитания. Воспитанием формируется культурный статус человека, закладываются ценностные основы жизнедеятельности через постижение традиций,  в которых закреплена сложившаяся  ипроверенная веками форма успешного выживания и развития той или иной общности людей в конкретных геофизических и временных условиях. Воспитанием определяется форма и способ бытия отдельного человека, а их интеграция формирует форму коллективного бытия людей определенной национальности, нации или народа.

Как школа формирует личность – в потребности противопоставления себя обществу, в необходимости подчинения себя обществу или как-нибудь ещё?

Ведь даже при отсутствии национальной идеи (в таком состоянии пребывают многие страны, включая и Россию), существуют идеи общечеловеческие. Существуют объективно и Всеобщие ЗаконыМира[9]. В этом случае уместно говорить об Общих Законах управления[10],  в которых главенствующую роль играют Законы Гармонии. Они предполагают формирование направленности личности человека как созидателя, как потребителя и как разрушителя. Правило золотой пропорции определяет наличие в обществе каждой из этих категорий людей в соотношении: 30% — созидателей, 65%- потребителей,  5%- разрушителей[11].

К созидателям относят людей, которые творят, воспроизводят и созидают больше, чем потребляют. Потребители в равной мере и потребляют и воспроизводят. Разрушители же потребляют больше, чем воспроизводят. При этом важно осознавать, что критерий потребления существенен (играет главенствующую роль) только для категорий потребителей и разрушителей. Они могут что-то воспроизводить только при определенных условиях.

Созидатель же будет созидать всегда, даже вопреки всем неблагоприятным условиям. Он не будет многого требовать от окружающих,  выставлять жесткие требования для своей созидательной деятельности. Он не станет стремиться к материальным благам всеми доступными средствами, уезжать из своей страны, из-за того, что для него не созданы хорошие условия, не будет искать огульных поводов для критики, а будет стремиться вносить конструктивные предложения без уничижения и уничтожения оппонента. Он берет ответственность за свои удачи и промахи на себя, верит себе, надеется на себя.Его жизнь – это инструмент созидания и любви: где я – там и рай. Кажется, что это образ идеального исполнителя: мало требует -много трудится. Образ строителя светлого будущего… раньше считали, что коммунистического будущего. Теперь… не понятно какого будущего.

Но образ строителя будущего должен быть. Если его нет, то, кто же и какое будущее будет строить? Кого создает общество сегодня средствами образования как свою производительную силу?

Должен быть созидатель. Ибо только он способен обеспечить устойчивое развитие обществу априори.

Каждый человек в разных ситуациях может проявлятьсяв каждой из категорий: созидателя, потребителя или разрушителя. Кроме того, на каждом из уровней развития личности[12] (физическом, творческом, межличностном, социальном, принципиальном и универсальном) может существовать устойчивая поведенческая доминанта потребителя или созидателя, которая может быть вызвана, в том числе, половой принадлежностью или возрастными особенностями (имеются ввиду младенцы, больные люди, немощные по старости и т.п.) Тем не менее, можно говорить о принадлежности человека к той или иной категории в обобщенной форме, которая определяется направленностью его личности на созидание, потребление или разрушение.

Сам термин направленности личности предполагает динамику процессов развития личности, которая может быть стихийной или управляемой. Воспитание предполагает формирование управляемого процесса. Следовательно,целью воспитания является обучение человека управлению динамикой развития своей личности. Таким образом, воспитательная функция в своей основе имеет управленческий аспект. Чтобы научить человека управлять своим поведением, эмоциями, мыслями, знаниями, учитель сам должен обладать соответствующими управленческими знаниями инавыкамии нести в себе потенциал созидателя.

Информационный бум середины минувшего века, переросший в информационную революцию в 90-е годы, предопределяет совершенно иную форму формирования сознания в обществе. По данным статистикив 60 — 70 –е годы прошлого столетия дети получали в школе до 70 % общей информации, ныне эта цифра составляет всего 35 — 45 %. В этом случае информация, которая оказывает влияние на формирование личности ребенка и подростка, чаще всего оказывается неподконтрольной учителям, воспитателями родителям. Это существенно осложняет процесс воспитания. Практически все источники информации (телевидение, интернет, газеты, журналы, дискотеки и т.д.) сегодня используют технологии инициации основных инстинктов человека, всячески углубляя и расширяя мотивацию потребления и разрушения. Это усугубляет деградационные динамики жизнедеятельност иобщества.

Реинжиниринг системы образования оказывается жизненно необходимым явлением.Система образования должна обеспечить использование сегодня новых образовательных методик, реализующих на качественно новом уровне задачи обучения и воспитания нового поколения детей. Основой в этом процессе является личностьучителя, как организующего начала, как управленца – режиссера умственной деятельности учащихся.

В социальной структуре общества управленцы должны являть собой категорию созидателей. К сожалению, сегодня большинство социальных и государственных управленцев не могут быть отнесены к этой категории, так как они руководствуются мотивацией личностного потребления, использования своего служебного положения для приобретения благ и власти. В этих условиях фигура учителя представляет собой тот социальный потенциал, который способен выполнить задачу формирования нового общественного сознания. Это оказывается возможным, прежде всего потому, что учительство обладает признаками элитарности в большей степени, чем остальные социальные категории граждан.

Несмотря на низкую зарплату и незавидный социальный статус, многие учителя добросовестно и ответственно выполняют свою работу в условиях экстремальной выживаемости.Ежедневная подготовка и проведение уроков, требование неповторимости проведения каждого занятия, необходимость выстраивать свою работу, как в зоне ближайшего развития учащихся, так и в зоне их перспективного развития свидетельствует также о наличии у учителя прогностического (проектного)мышления, как минимум в форме, необходимой для педагогической деятельности. Кроме того, задачей 

учителя является передача надиндивидуального опыта человечества и его культурного развития, что также составляет основу прогностического мышления.

Для того, чтобы в полной мере осознавать свою социальную роль, цели и задачи учительству необходимо овладеть в полной мере навыками целостного мышления и методами его формирования у учащихся в ходео бразовательного процесса, который представлен ноосферным образованием[1],[2]. Научно-теоретические, гносеологические, методологические, методические и практические основы этой системы прошли свою апробациюв течении 20 лет[3] и показали свою эффективность в работе со всеми категориями учащихся, от одаренных детей, до детей требующих коррекции и методов специальной педагогики[4]. Эта система позволяет учитывать в образовательном процессе развитие личности на шести уровнях: 1) физическом, 2) творческом, 3) межличностном, 4) социальном, 5) принципиальном и 6) универсальном[5],[6].

При ноосферном подходе к обучению учебная информация является не самоцелью, а внешним импульсом (катализатором) к запуску механизма дальнейшего развития личности. Она оказывается связующим звеном между всеми уровнями развития личности и обеспечивает синхронизацию внешне-внутренних импульсов в «системе человек». Это позволяетчеловеку в его сознании совершить эмерджентный скачок, то есть «приобрести новые системные качества, которые не были присущи ранее ни одному элементу этой системы»[7].

Таким образом, в образовательном процессе проявляется седьмой уровень развития личности – управленческий. Он является подуровнем Высшего потенциала личности и несет в себе качественно иную динамику управления процессами.

Процессы самоорганизации относятся к уровням развития внутри одного цикла развития. Управленческий уровень, обеспечивает совершение эмерджентного (квантового) скачка, то есть выхода системы на новый более высокий уровень развития. Чтобы обеспечить этот переход, необходимы процессы синхронизации (синхроничности) – одновременного импульсного энергоинформационного воздействия друг на друга сразу в нескольких системах, например: учитель – ученик – соученики.

Внешнее управляющее воздействие, со стороны, например, учителя или воспитателя, выступает в виде двигателя внутреннего роста (см. схему 1).Однако, это выполнимо только в том случае, если внутреннее управляющее воздействие становится продолжением внешнего, а внутреннее управляющее воздействие обеспечено определенной мотивацией и способностью к реализации внутренней потребности.

Работа с новым уровнем развития личности определяет появление нового педагогического принципа: эмерджентного управления, т. е.управление переходом на новый этап (виток) развития личности, имеющий другое (новое) качественное состояние[8].

Наиболее яркие примеры, в которых не обеспечивается переход нановый уровень развития, можно привести из области обучения и воспитания, когда учитель растолковывает, «разжевывает», «из кожи вон лезет», чтобы чему-то научить ребёнка, а у ученика «в одно ухо влетело, в другое вылетело». Или родители вкладывают, вкладывают в своё чадо, а он ( или она) все начинает делать «на зло», отстаивать свою индивидуальность, свое право на личное мнение, на свою жизнь. Такие родители и учителя, кто-то от излишней любви, кто-то от старания, кто-то от непонимания, нарушают процесс  становления личности, которое должно происходить за счет внутренних факторов.

В основе воспитания и обучения должна лежать помощь ребенку в умении целостно развивать свой потенциал по уровням развития личности:

от ощущений на физическом уровне,

к эмоциям на творческом,

далее к чувствам на межличностном уровне,

к мыслям на социальном,

 к словам на принципиальном,

к делам на универсальном,

к результатам на управленческом 

и к достижению цели на интегральном уровне раскрытия своего Высшего Потенциала.

Такое последовательное превращение проявлений психической деятельности от уровня к уровню обеспечивает целостность процесса мышления.

Схема 1.Эмерджентное управление переходом «системы ученик» на новый более высокий виток личностного развития.

Механизм целостности мышления, будучи усвоенным ребенком, дает ему уверенность в себе, устойчивость к стрессам, адаптивность и главное — потенциал для творчества и созидания.

Формирование механизма целостного мышления редко происходит случайным образом. Для этого нужны среда или специальные условия.Формирование ребенка в среде самое благоприятное и результативное. Среда должна обеспечивать ему ориентиры (лучшие нравственные и духовные примеры) личностного развития и энергоинформационные потенциалы любви, поддержки, помощи, взаимопонимания, одобрения.

Поэтому важны игры, игрушки, герои, идеалы, которые целостно организуют структурируют психическую энергию личности[1].  Архи важна красота, гармония, доброта, радость и хорошее окончание любой жизненной ( в том числе и в виртуальной реальности) истории[2]. Это закладывает в ребёнке механизмы преодоления любых трудностей посредством добра, справедливости и любви.

Все, что не несет в себе этих вышеперечисленных качеств должно быть отсеяно. А это значит, что для детских и юношеских коммуникаций должна быть цензура. Для разного возраста разная. Борьба за свободный доступ к любой информации это не просто реализация свобод для взрослых людей, а большая угроза для психики детей, для качества жизни подрастающего поколения.

В воспитательном аспекте выход на новый уровень развития личности обозначает созидательную динамику всех процессов развития, так как учащийся научается осуществлять все свои деятельностные циклы в согласовании со своими физиологическими циклами и природными циклами[3]. Он учится преодолевать зависания на каких-то отдельных этапах цикла (например, страх перед новым материалом или контрольной работой), приводящих к стрессам и патологиям, психосоматическим заболеваниями, неадекватным поведенческим реакциям, которые на самом деле имеют только одну цель-облегчить внутреннее напряжение физиологического функционирования внутренних органов и систем человека. Благодаря этому реализуется еще одна из актуальных задач современной школы – здоровьеразвития и здоровьесбережения в ходе образовательного процесса[4].

Учащийся овладевает навыками завершения своих начинаний, регламентирования, мотивирования и симулирования своей деятельности, получения и принятия своих результатов (в том числе нежелательных, оцениваемых как отрицательные), извлечения из них пользы, систематизирования своего опыта. При этом у него формируется уверенность в собственных силах, положительная самооценка, которая закладывает основу позитивного созидательного мышления, определяющего направленности личности на созидание. Однако, хочется еще раз подчеркнуть, что только личный пример, и прежде всего учителя, владеющего современными образовательными методиками, обеспечит успех педагогической деятельности.

В результате ноосферного подхода к обучению учащийся приобретает по изучаемымв школе предметам: математике, химии, ботанике, литературе, языкам ( и любым другим) не разрозненную учебную информацию, которую он зачастую не понимает, и не представляет, как будет ее использовать в своей жизни дальше. Он получает целостную систему перепрожитой на всех стадиях развития своей личности информации, ставшей знанием. Эта система становится прочной основой его позитивного сознания, так как ребёнок овладевает механизмом созидания посредством целостного мышления. Учеником ощущается и осознается мотивация получения той или иной учебной информации, потребность и возможность использования её в своей жизни, как личный качественный опыт[5].

Процесс обучения в системе ноосферного образования не только личностно ориентирован на каждого ученика, на его личный опыти способности. Главным оказывается предоставление ученику возможности создавать в себе самом комфортную зону мышления и чувствования, так как это является важнейшим условием процесса самоорганизации внутреннего мира ученика.Он учится комфортно чувствовать себя, компетентно управлять своими эмоциями, чувствами, потребностями, переживаниями. Именно этот процесс обеспечивает становление его личности. Личность нельзя сформировать снаружи, она рождается внутри человека. Управляющие воздействия педагогом извне призваны инициировать процессы внутреннего роста и трансформации личностного мира учащегося.

Итак, на вопрос: «Что делать?» мы получили внятный ответ – внедрять и осваивать ноосферное образование. В.И. Вернадский более полувека назад дал определение человечеству как мощной геологической силе. Человечество представляет собой воспроизводимый и растущий ресурс. Важно, чтобы он нес в себе созидательный потенциал. А для этого, согласно Законам Гармонии, обществу нужны созидатели.



[1] Н.В Антоненко, М.В., Ульянова«Управленческий потенциал воспитания» — М., 2011

[2] М.В.Ульянова «Психологиябезопасностипредпринимательскойдеятельности « — М.,2010

[3]Б.А.Астафьев «Теория творения и Генетического единства мира» — М., 2010

[4] Н.В.Маслова «Периодическая система общих законов познания/ постижения» — М., 2008

[5] Н.В.Маслова «Периодическая система специальных законовобразования» — Симферополь, 2010

[6] Н.В.Маслова «Золотой ключик для учителя» — Симферополь, 2011

[7] И.В.Смоквина «Модель целостного самоуправления личностью» — Симферополь, 2011

[8]Н.В.Антоненко, М.В.Ульянова «Педагогика ноосферногоразвития»- Симферополь, 2012

[9] Н.В.Маслова «Периодическая систем Всеобщих Законов Мира» — М., 2006

[10] М.В.Ульянова «Периодическая система общих законов управления» — М., 2010

[11] М.В. Ульянова «Мировоззренческие основы психологии безопасности предпринимательской деятельности» – М., 2007

[12] В.Вульф «Холодинамика в действии» — М., 1999

RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...